10.203 Х Ruarts
«УГОЛЬ»
02 – 25 февраля
10.203 — это творческое объединение и совместная мастерская уличных художников на территории «Исткабеля» в Санкт-Петербурге. В бывших заводских цехах Максим Има, Турбен, Иван Ильинский, Сергей Хеато, Сергей Kрасавин, Никита Dusto показывают проекты не только резидентов сообщества, но и других участников локальной сцены.

Выставка «Уголь» объединяет идеи всех шестерых авторов из 10.203. В основе концепции лежит использование угля как художественного инструмента, преобразованного художниками в более глубокий ассоциативный ряд. Уголь несет в себе энергию, символизирует силу и метаморфизм, обладает хрупкой текстурой, уникальным следом и цветом. Свойства материала, способного увлечь, тронуть или даже причинить вред, позволяют художникам выразить сложные эмоции и, по-видимому, коррелируют с характером самих авторов проекта. Творческое объединение зачастую исследует темы уличных практик, конфронтации, света и тьмы.

Важным элементом экспозиции являются лоскуты из бязи, которые частично трансформируют архитектуру пространства. Белые ткани служат фоном и поверхностью для экспонирования графических работ. В сочетании с угольной пылью создают контрастные и драматические визуальные эффекты, подчеркивая тематику выставки.

После пожара остаются обугленные останки, но уголь способен также возродиться в виде большого огня, дающего свет и тепло. Двойственность материала задала основной вопрос проекту, может ли результат разрушения нести в себе созидательную силу?

Таким образом, диалогическая обстановка выставки предлагает зрителю пересмотреть свое отношение к разрушению, потере, травме и найти в них потенциал для исцеления, источник вдохновения и стимул начать заново.
Максим Има
Серия «Знаю, каюсь, извиняюсь» была создана Максимом Има специально для проекта «Уголь».
На работах изображены ивовые ветки: из них в том числе изготавливается уголь, который часто используется в художественных целях. Для этого древесину очищают, сушат и после обжигают в печи. Има поднимает тему перерождения: рисуя некогда обожженными ивовыми прутьями это же растение, Има его тем самым воссоздает.

Иву часто путают с вербой и небеспричинно, так как верба входит в семейство ивовых. Она является символом Вербного воскресенья – христианского праздника, предшествующего Пасхе. В этот день принято освящать веточки вербы. Другой религиозный праздник, который вспоминает художник в этой серии, – Прощеное воскресенье. День, когда верующие просят друг у друга прощения, чтобы с чистой душой встретить Пасху. Так и герой серии «Знаю, каюсь, извиняюсь» беспрерывно просит прощения за работу в воскресенье – один из грехов в православии. Как комментирует Максим Има, «у художника нет выходных; для меня воскресенье – как любой другой день, а любой день – как воскресенье». Символично также, что серия состоит из семи работ: столько и дней в неделе, и все они для художника одинаково рабочие.

Максим Има
Серия «Знаю, каюсь, извиняюсь»

Материалы: бумага, уголь, угольный карандаш, тушь, линер, аэрозольная краска
Размеры: 25 х 18 см, 25 х 18 см, 30 х 21 см, 30 х 21 см, 40 х 30 см, 40 х 30 см, 76 х 56 см
Год создания: 2023-2024
Турбен
Представленная графика Турбена была создана специально для коллективного проекта 10.203 «Уголь».

Творчество Турбена чаще всего несет позитивные смыслы и сюжеты и, по словам художника, призвано поднимать настроение зрителю своей концепцией и формой. Однако у автора периодически возникают периоды, сопровождающиеся более меланхоличным настроением: тогда он создает работы, особенно выделяющиеся на фоне его творчества. Такими были серии «Что мы знаем об этом» (2020) и DARK TIMES (2023), представленные на одноименных персональных выставках Турбена, и серия «Туманный город», которая экспонировалась на выставке Unsorted (2023).

В данных работах главный герой изображен в одиночестве (за исключением графики с автомобилем – мы не можем знать, кто сидит внутри, но интуиция подсказывает, что там тоже одинокий странник), что не свойственно для большей части работ Турбена. Чаще всего его персонажи окружены близкими людьми или питомцами. Примечательно также, что одинокий герой находится в природном ландшафте и совершает некий путь: восхождение по горе, прогулка мимо голых деревьев или поездка по дороге. Главный вопрос проекта «Уголь»: может ли материал, являющийся следствием деструктивных процессов, нести созидательную функцию? Несмотря на мрачность графики Турбена, ответ кажется положительным: в каждой работе человек отправляется в дорогу, которая, возможно, приведет его к перерождению после тяжелых событий.

Турбен
«Без названия»
Материалы: бумага, уголь
Размеры: 15 х 21 см, 15 х 21 см, 56 х 76 см
Год создания: 2023



Турбен
«Без названия»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 42 х 30 см
Год создания: 2023



Турбен
«Без названия»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 42 х 30 см
Год создания: 2023
Сергей Хеато
За последние два года творчества Сергей Хеато стал фокусироваться на городских и природных ландшафтах, выполняя их в своей авторской технике «блюра»: он изображает пейзажи Чукотки (серия Arctic Romantic Collection, 2023-наст. время), родного города – Санкт-Петербурга («Обухово 02:15», «Смольный 20:20», 2023) и его пригородов («Кронштадт 23:45», «Ижора 20:30», 2023). Несмотря на то, что представленные в рамках проекта «Уголь» работы выполнены совершенно другими материалами, автору удалось сохранить эффект замутненности взгляда. Это прослеживается в изображении неба, цвет которого плавно переходит от черного к светло-серому оттенку (работа «Ипотека»), в чертах лица в «Автопортрете 2» и в колючей проволоке, обрамляющей свечу и цветы, изображающие памятный монумент (работа «Жертва»).

В работе «Автопортрет 2» степень размытости изображения доведена до того, что образ кажется призрачным. При этом она вызывает ассоциацию с негативным снимком: этот эффект усиливается за счет множества оттенков черного и серого, которые использует Хеато.

Другой «Автопортрет» – под номером 1 – напоминает картины автора, созданные в 2022-2023 гг. в рамках проекта Useless Palace: «Батя» (2022), «Сынок» (2023), «Племянник» (2023). В эпоху быстрого потребления контента изображенные животные являются символами мемов, с помощью которых пользователи интернета пытаются отвлечься от «думскроллинга» (бесконечного потребления негативных новостей).

«Ипотека» тоже отвечает запросам современности: в ней выполнен типичный для окраин Петербурга вид высоких многоэтажек. Множественное пересечение проводов вызывает ассоциацию с клеткой, ощущение замкнутого пространства, хотя вокруг таких зданий чаще всего пустынно. А ироничное название работы напоминает о том, как многие люди берут долгосрочные ипотеки в банках, чтобы оплатить покупку жилья в таких «муравейниках», не имея возможности или желания жить в «старых» домах.



Сергей Хеато
«Ипотека»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 76 х 56 см
Год создания: 2024



Сергей Хеато
«Автопортрет 2»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 56 х 38 см
Год создания: 2024



Сергей Хеато
«Автопортрет 1»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 56 х 38 см
Год создания: 2024



Сергей Хеато
«Жертва»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 76 х 56 см
Год создания: 2024
Угли в древних ритуалах выступали одновременно в качестве диагностирующих и лечебных средств. Добавленные в обычную воду они превращают ее в магико-очистительную среду, способную опознавать силы иномира, диагностировать их присутствие-влияние и одновременно обезвреживать, лечить от их воздействия. Арт-объект Хеато в виде таблетки угля, с одной стороны, демонстрация проблемы, с другой – панацея, способная абсорбировать и нейтрализовать все зло в границах маркированного пространства «дома».



Сергей Хеато
«Таблетка»

Материалы: смешанная техника
Размер: 40 х 13 см
Год создания: 2024
Сергей Красавин
Сергея Красавина можно отнести к фотографам, которые вносят в технику и эстетику документальной съемки личностное начало, присутствие себя как автора и участника действия. За основу работы «Мимолетное впечатление» был взят снимок самого художника: Сергей дополнил его элементами, созданными углем – продуктом сгорания, связанным в том числе и с древесиной.

Мотив леса неоднократно встречается в творчестве автора, и чаще всего он обладает успокаивающим воздействием. Однако в данной работе деревья, растворяющиеся в тумане, скорее вызывают дискомфорт и тревогу. Их ползущие вверх стволы, выделенные черным цветом, кажутся обгоревшими в лесном пожаре. Летающие вокруг темные звезды увеличивают эффект мистичности природного пространства. И хотя после сожжения леса может появиться чистое поле для чего-то нового, в «Мимолетном впечатлении» момент перерождения еще не настал.



Сергей Красавин
«Мимолетное впечатление»

Материалы: бумага, шелкография, уголь
Размер: 50 х 70 см
Год создания: 2023
Люстра, как элемент классического петербургского интерьера, логично встраивается в изображение рутины северной столицы. Хотя внешние условия от века к веку могут меняться, набор жизненных стратегий повторяется: бытовые дела, тревоги и ежедневные выборы не сильно отличаются от жизни 100 лет назад. Живой огонь заменяется на искусственные лампочки, повторяющие форму свечей. Старая, как будто замороженная во времени люстра становится символом статичности. Таким же неподвижным во времени остается и ядро человеческой сущности.



Сергей Красавин
«Без названия»

Материалы: матовая архивная бумага Epson на хлопковой основе, 300г/м2, цифровая струйная печать
Размер: 60 х 90 см
Год создания: 2024
Никита Dusto
Ироничное название работы «Свет в окошке» намекает на общепринятое значение света в окне или в конце туннеля, когда у человека возникает надежда на что-то лучшее. Однако в данном случае зритель видит в окне не только свет, но и людей, охваченных паникой, – их дом горит.

Дым, появившийся при пожаре, и дом выполнены разными стилистическими приемами. Строение и ночной пейзаж созданы вертикальными штрихами, похожими на линии, возникающие при печати изображения на принтере. А дым нарисован автором с растушевками и градиентом цвета: это придает ему эффект объема и осязаемости.

Образ горящего дома часто встречается в разных сферах искусства (в кинематографе, например, в фильме «Жертвоприношение» А. Тарковского, в литературе – «Облако в штанах» В. Маяковского) и в философских текстах. Он может нести апокалиптическое значение, являться метафорой «горящей души» и также раскрывать истинную сущность человека: хотя бы раз в жизни кто-то из собеседников задавал нам вопрос «А что бы ты взял, убегая из своего горящего дома?».



Никита Dusto
«Свет в окошке»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 76 х 56 см
Год создания: 2023
Спичка, изображенная в данной серии из трех работ, может быть проинтерпретирована как подсказка к тому, как загорелся дом в другой работе автора («Свет в окошке», 2023), или как известная метафора длины человеческой жизни: «Время горящей спички — вот наша жизнь». Тема быстротечности жизни не первый раз встречается в творчестве Никиты Dusto. К примеру, работа Tutto Passa (2023) была вдохновлена натюрмортами в жанре «ванитас», которые были очень популярны в европейской живописи XVI–XVII веков эпохи барокко. Полотна с натюрмортами были призваны напомнить зрителю о быстротечности жизни и были наполнены символами и аллегориями. Таким символом, аналогом песочным часам стала и сгоревшая спичка в представленной серии художника.

Никита Dusto
Серия «Спичка»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 30 х 21 см каждая
Год создания: 2024
Объект Никиты Dusto «Карандаш» был создан специально для проекта «Уголь», в основе концепции которого лежат деструктивные процессы и их последствия.

С формальной точки зрения объект Никиты Dusto «Карандаш» отсылает, с одной стороны, к большой традиции создания посмертных масок известных людей, которая на протяжении столетий была распространена в Западной Европе, Российской Империи и Советской России. Их строгие застывшие лики неизменно наталкивают на рассуждения зрителя о том, каким было этого лицо первоначально, какие неуловимые черты и мимика безвозвратно ушли. С другой стороны, «Карандаш» Dusto отсылает и к языческим, и этническим маскам народов Африки.

Для самого художника разрушительный процесс сожжения объекта стал метафорой человека, пережившего серьезное потрясение в жизни, трагедию, изменившую его жизнь. Это может быть не обязательно пожар: другие тяжелые события тоже оставляют на человеке множество шрамов, ран, ожогов, иногда даже невидимых.




Никита Dusto
«Карандаш»

Материалы: дерево сосновых пород, яхтенный лак
Размер: 27 х 20 см
Год создания: 2023
Иван Ильинский
Данная работа Ивана создана по мотивам его картины «Сороконожка в туфлях», представленной на выставке Unsorted в культурном пространстве Ц-1 (Москва) в 2023 году. Если в той работе, выполненной акрилом, художник вырисовывает более четкие линии, вписанные в геометрию холста, то в «Без названия» неровное тело сороконожки вторит оборванными краям бумаги. Изображенное углем животное также визуально отсылает зрителя к ветвям деревьев, что поднимает тему перерождения, присутствующую в коллективном проекте 10.203 «Уголь». Ильинский использует некогда обожженное дерево как материал и при этом неизвестно, осознанно или нет, воплощает его элементы в своей работе.

В сороконожке проглядывается классический для творчества Ивана образ темного силуэта, всегда облаченного в обувь на каблуке. Он репрезентует альтер-эго художника, своего рода «закрытого персонажа» из компьютерной игры или детективного фильма. Иван рисует его как на улице, так и в студийных работах, и всегда (за редким исключением) – в черном цвете.



Иван Ильинский
«Без названия»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 13 х 41 см
Год создания: 2023


В основе центрального образа данной работы лежит крест – часто встречающийся в творчестве Ивана символ. Он складывается из инициалов автора (Ivan Ilinskii) и присутствует в его и уличных, и студийных работах. Добавленные в данном случае к кресту элементы завершают создание очередного объекта в системе знаков художника.

Штрихование в процессе рисования отсылает к основному авторскому методу Ивана, который он использует при создании своих холстов: делая подслойный рисунок, который можно назвать подмалевком, и закрывая его толстым слоем темной краски, художник с помощью гравера выцарапывает цвет из-под черных слоев. Так Иван создает сложную рельефную поверхность произведения.



Иван Ильинский
«Без названия»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 86 х 61 см
Год создания: 2023
Творчество Ивана во многом основано на символизме и собственной мифологии автора. Сгоревшая лестница для него – это аллегория утраты возможности для прогресса, когда развитие и интеллектуальная свобода подавляются ради сохранения власти.

Впервые данный объект был представлен зрителям на выставке коллектива 10.203 «Как нарисовать пустоту» в Marina Gisich Projects (Санкт-Петербург), в рамках которой художники размышляли на тему конечности пути и воплощали это в своих работах. Лестница, уходящая в никуда, приобрела новый смысловой слой при включении в проект «Уголь». В связи с концепцией этого проекта возникает вопрос: можно ли куда-то подняться по деревянной лестнице, результатом горения которой становится тот самый уголь, или это деструктивный процесс, из которого нельзя вынести ничего полезного для себя?



Иван Ильинский
«Без названия»

Материалы: дерево
Размер: 174 х 40 см
Год создания: 2022


В данной работе снова представлен образ темного силуэта, репрезентирующего альтер-эго художника. Он выполнен штрихами, отсылающими к авторской технике Ивана, придающей работам рельефность и неоднородность.

При этом графика «Без названия» напоминает петроглифы, которыми интересуется художник: он даже изобразил собственный в картине «Петроглиф» (2023). Эти высеченные рисунки имеют определенное значение для творчества Ивана: как автор он создает собственную систему знаков, наделенных разными смысловыми слоями и с первого взгляда не читаемых неподготовленным зрителем.




Иван Ильинский
«Без названия»

Материалы: бумага, уголь
Размер: 41 х 13 см
Год создания: 2023
10.203
Мультимедийный проект «Уголь» объединяет в себе графику, объекты, фотографию и видеоарт с изображением горящего дома, который кульминирует весь спектр эмоций, вызванных каждым произведением на выставке. Оно отображает пугающий, но одновременно завораживающий процесс. Видео начинается со статичного кадра, где черная пелена и искры огня создают тревожное настроение. Затем пожар разрастается, превращаясь в пронзительные и устрашающие образы, которые поглощают мглу. Неизвестность медленно отступает перед слепящим светом.

Зритель воспринимает очертания леса, символизирующие безопасность, и понимает, что он не одинок в этом черном вакууме. Дом выжигается в прямом смысле слова, становится призраком, зависшим где-то между суматохой и тишиной, реальностью и воображением. Происходит очищение, освобождение и обнажение дома – метафоры внутреннего мира человека.

Съемка и идея: Никита Адров, Сергей Красавин
Монтаж, саунд-дизайн, музыка: Денис Назаров



10.203
«Без названия»

Хронометраж: 8' 47''
Год создания: 2023